Краткое содержание урока:
1. Какой вариант английского мы изучаем. 2. Английский алфавит. Буквы b, c, d, f, l, m, n, p, s, t, v, o. Понятие о транскрипции. 3. Чтение сокращений. 4. Отработка названий больших букв. 5. Отработка названий малых букв. 6. Чтение буквы O в простейших словах.
1. Иногда задают вопрос: какой вариант английского языка стоит учить - британский или американский? Считаю, что для начинающих такой вопрос является несколько надуманным и совсем не актуальным. На начальных этапах изучения языка подойдет универсальный английский, вобравший в себя особенности разных вариантов. Этот вариант - а не американский и не британский - как раз и есть "язык международного общения". Именно этот вариант мы и будем изучать. Он, естественно, легче для понимания и нейтрален по окраске. Иногда его называют международным языком бизнеса.
Английский язык, который будем изучать мы, и который изучают в большинстве языковых школах всего мира, сами носители языка также называют "языком учебников". Это базовый стандартный английский, общий для всех вариантов английского языка. В нем меньше колорита, цвета - того, что отличает носителей языка от неносителей. Но постигать более сложные детали языка, специфичные для той или иной страны, - это значит приближаться к совершенству, переходить на другой уровень - "английский как родной". Задача для большинства иностранцев недостижимая. С другой стороны, на данный момент мы ее перед собой и не ставим. Английский в современном мире всего лишь средство общения. Причем не всегда с британцами и американцами, а с людьми разных национальностей.
Итак, мы с вами изучаем универсальный английский - язык, являющийся средством коммуникации людей всего мира. Но, разумеется, с деталями, специфичными для американского и британского вариантов английского языка, мы будем знакомиться. Начнет это происходить примерно в 60-х уроках.
2. Начнем с алфавита и английских звуков. Тот, кто хорошо знает буквы и транскрипцию и не очень хочет их повторять, может перейти сразу к уроку 4, где мы начнем изучать правила чтения.
Если же вы хорошо знакомы с основными правилами чтения букв и слогов, уверенно читаете и переводите такие слова, как man, game, my, have, his, be, like, help, то можете переходить сразу к уроку 9.
Тем не менее, всем настоятельно рекомендую пройти уроки с самого начала. Повторение ранее изученного принесет только пользу.
Нажав на значок вы услышите звучание новых слов или словосчетаний. Включаем колонки, проверяем как работает звук, настраиваем громкость. Если значок аудио у вас отображается не как квадратик с треугольником внутри, а в виде длинной полоски, то крайне желательно обновить свой браузер до последней версии или же использовать другой.
* * *
В английском алфавите 26 букв. Они называются не так, как в классическом латинском или немецком алфавитах. Названия букв в алфавите надо знать, причем не только по порядку (эй-би-си-ди-...), но и вразброс. Несколько причин, по которым вы должны знать названия букв:
a) не зная названий букв, вы не сможете читать сокращения, которые в английском языке встречаются, пожалуй, чаще, чем в русском;
b) представьте себе такую жизненную ситуацию. Вы находитесь в каком-либо официальном учреждении. Служаший, сидящий напротив, просит вас уточнить написание вашей фамилии и назвать ее по буквам. Вы должны уметь это сделать.
c) если вы не знаете написание какого-либо слова и обращаетесь за уточнением к знакомому иностранцу, он продиктует вам это слово именно по буквам.
Так что хорошее знание названий букв в алфавите - суровая необходимость. Не отнеситесь к этой задаче как к чему-то несерьезному - здесь существуют свои ''подводные камни''.
* * *
На первом уроке мы узнаем названия 12 букв английского алфавита.
Произношение букв сначала будет даваться в двух вариантах - русскими буквами и транскрипцией. Транскрипция - это международный звуковой алфавит, который используется в словарях, и знаки которого вам нужно будет очень хорошо уметь читать (но не писать). Чтение транскрипции дело не сложное, и вы запомните ее без труда.
Сейчас для себя можно выбрать любой из способов чтения - русские буквы или транскрипцию. Только чуть позже, когда вы уже уверенно будете читать транскрипционные знаки, в течение нескольких уроков, постепенно, мы перейдем к передаче звучания слов только транскрипцией.
B b |
[би] |
[bi:] |
C c |
[си] |
[si:] |
D d |
[ди] |
[di:] |
F f |
[эф] |
[ef] |
L l |
[эл] |
[el] |
M m |
[эм] |
[em] |
N n |
[эн] |
[en] |
P p |
[пи] |
[pi:] |
S s |
[эс] |
[es] |
T t |
[ти] |
[ti:] |
V v |
[ви] |
[vi:] |
O o |
[óу] |
[əu] |
|
Примечания:
1. Звуки и произношение слов будут даваться в [квадратных скобках]. 2. Двоеточием отмечается долгий гласный. [i:] = [ии] 3. [ə] - нейтральный гласный типа русского [э] или [o] в слове ''голова'. Послушайте его в слове [коул] = [kəul] или в слове [эш'yэ] = [əʃ'uə]. 4. Знак ударения (') ставится перед ударным слогом.
Один небольшой совет. Не старайтесь сразу вникать во все малейшие детали. Запоминайте столько, сколько запоминается естественным образом. Не забивайте себе голову тонкостями транскрипции.
3. Сокращения читаются следующим образом. (Произносите их вслух. Это очень важно. От этой мелочи - произнесения вслух - зависит очень многое.)
PC |
[пи си]
|
[pi: si:]
|
персональный компьютер |
BBC |
[би би си] |
[bi: bi: si:] |
телекомпания Би-Би-Си |
TV |
[ти ви]
|
[ti: vi:]
|
телевидение |
Co |
[си оу] |
[si: əu] |
компания |
OTS |
[оу ти эс] |
[əu ti: es] |
военное училище |
LSD |
[эл эс ди] |
[el es di:] |
наркотик ЛСД |
MP |
[эм пи] |
[em pi:] |
военная полиция |
CNN |
[си эн эн] |
[si: en en]
|
телекомпания Си-Эн-Эн |
NB |
[эн би] |
[en bi:] |
важное примечание |
DDT |
[ди ди ти] |
[di: di: ti:] |
ядохимикат ДДТ |
FM |
[эф эм] |
[ef em] |
частотная модуляция |
|
4. Давайте выполним задание, которое поможет нам лучше запомнить названия букв. Попробуйте прочитать сокращения в первом столбике. Во втором столбике транскрипция подскажет, правильно ли вы произнесли буквы. В третьем столбике спрятаны подсказки русскими буквами. При наведении курсора в пространство между квадратными скобками они проявляются.
Если вы просматриваете сайт на мобильном устройстве, можно нажать на ссылку и удерживать одну-две секунды. Если все же произошел переход на главную страницу, вернитесь назад. Попробуйте приспособиться.
5. Теперь можно отработать чтение малых букв.
c f s p |
[si: ef es pi:] |
[си эф эс пи] |
c o m b
|
[si: əu em bi:]
|
[си оу эм би]
|
t l v l |
[ti: el vi: el] |
[ти эл ви эл] |
t f s c |
[ti: ef es si:] |
[ти эф эс си] |
b p o n |
[bi pi: əu en] |
[би пи оу эн] |
m v n o |
[em vi: en əu] |
[эм ви эн оу] |
|
Основная сложность - не путать, буквы C [си] и S [эс].
6. Каждая буква передает в слове соответствующий звук. Буква V [ви]=[vi:] передает звук [в]=[v], буква F - [ф]=[f], и т.д. Только буква С может передавать два звука - [с]=[s] и [к]=[k]. Но чаще всего это [k].
Давайте попробуем прочитать простые слова. Буква O в них будет звучать так же, как она называется в алфавите - [оу]=[əu]. Буква С - [k]. Буква e в конце слова не читается. Ради интереса дан перевод слов. Учить их не надо.
no |
[nəu] |
[ ноу ] |
нет |
so |
[səu] |
[ соу ] |
так |
pope |
[pəup] |
[ поуп ] |
поп |
dome |
[dəum] |
[ доум ] |
купол |
note |
[nəut] |
[ ноут ] |
нота |
code |
[kəud] |
[ коуд ] |
код |
vote |
[vəut] |
[ воут ] |
голосование |
mole |
[məul] |
[ моул ] |
родинка |
foe |
[fəu] |
[ фоу ] |
недруг |
tone |
[təun] |
[ тоун ] |
тон |
|
Переходим к упражнениям на закрепление материала, в которых уже не будет явных подсказок. |