Краткое содержание урока:
1. История английского языка. 2. Буквы a, k, e, r, w, x, z, i. 3-5. Отработка названий букв. 6. Чтение букв A и I в простейших словах.
1. Небольшой экскурс в историю английского языка.
Ведет он свое начало от языка (скорее диалектов) древнегерманских племен англов, саксов и ютов, переселившихся с континента в 5 - 6 вв. в Британию, которая была населена в то время кельтами. С практической точки зрения это значит, что если вы раньше изучали немецкий язык, то обнаружите в английском огромное количество знакомых слов (mother, father, good, book, morning, state, land).
В 9 - 11 вв. формируется литературный древнеанглийский язык. В этот период определенное влияние оказывают скандинавские языки (из-за набегов и создания в Англии поселений викингов). Большое количество слов латинского происхождения появилось в английском языке благодаря проникновению в Англию начиная с 6 века христианства.
В 1066 году норманны, говорившие на диалекте французского языка, завоевывают Англию. В течение трех столетий французский функционировал как официальный язык, что привело к заимствованию очень многих французских слов. Это обстоятельство облегчит изучение языка тем, кто знаком с французским (language, exist, blue, mountain, river).
К 16 - 17 вв складывается английский литературный язык и фиксируется написание слов. В дальнейшем разговорный язык постепенно меняется, и расхождения между произношением и написанием слов усиливаются (сравните, laugh - произношение [лаф]=[lʌf] - смеяться; your [ё]=[jɔ:] - твой).
Современный английский язык имеет большое количество территориальных вариантов и диалектов: американский английский, британский английский, австралийский, новозеландский варианты и другие. Различия между ними не принципиальны и касаются в основном лексики (словарного запаса) и фонетики (произношения).
2. Как вы помните, в английском алфавите 26 букв. Мы выучили 12. В этом уроке выучим еще 8
и повторим буквы из первого урока. Произношение некоторых английских звуков невозможно точно передать русскими буквами. Поэтому мы продолжим знакомиться со знаками транскрипции.
A a
|
[эй]
|
[ei]
|
K k |
[кей] |
[kei] |
E e |
[и] |
[i:] |
R r |
[а] |
[a:] |
W w |
[дáбл-ю] |
['dʌblju] |
X x |
[экс] |
[eks] |
Z z |
[зэд] |
[zed] |
I i |
[ай] |
[ai] |
|
Примечания.
1. Американский вариант названия буквы R - [ар]=[a:r] 2. Звук [j] = [й] 3. [zed] - в конце именно [d]. Оглушать, произнося [t], нельзя. 4. Американский вариант названия буквы Z - [зи]=[zi:].
3. Рассмотрим несколько примеров сокращений. Не забывайте все английские слова произносить вслух.
dpi |
[ди пи ай]
|
[di: pi: ai]
|
точек на дюйм |
kw |
[кей дабл-ю] |
[kei 'dʌblju] |
киловатт |
KIA |
[кей ай эй]
|
[kei ai ei]
|
убит в бою |
IBM |
[ай би эм] |
[ai bi: em] |
компания Ай-Би-Эм |
abc |
[эй би си] |
[ei bi: si:] |
алфавит |
EEC |
[и и си] |
[i: i: si:] |
ЕЭС |
IAEA |
[ай эй и эй] |
[ai ei i: ei] |
МАГАТЭ |
www |
[дабл-ю дабл-ю дабл-ю]
|
['dʌblju 'dʌblju 'dʌblju ] |
мировая паутина |
R.C.M.P. |
[а си эм пи] |
[a: si: em pi:] |
канадская конная полиция |
XML |
[экс эм эл] |
[eks em el] |
язык XML (веб-дизайн) |
|
Напоминание.
В английской транскрипции ударение отмечается знаком [ ' ], который ставится перед ударным слогом, а не над ударной гласной как в русском языке. Например, ['hu:ligən].
4.Давайте потренируемся в произношении букв.
BP |
[ bi: pi:] |
[ би пи ] |
компания ''Бритиш Петролеум''
|
MMX |
[em em eks] |
[ эм эм экс ] |
мультимедийное расширение
|
VOA |
[vi: əu ei] |
[ ви оу эй ] |
радиостанция ''Голос Америки''
|
WTO |
['dʌblju ti: əu] |
[ дабл-ю ти оу ] |
Всемирная Торговая Организация
|
SSRC |
[es es a: si:] |
[ эс эс а си ] |
Совет социологических исследований (США)
|
KFTA |
[kei ef ti: ei] |
[ кей эф ти эй ] |
Корейская внешнеторговая ассоциация
|
V.I.P. |
[vi: ai pi:] |
[ ви ай пи ] |
очень важная персона
|
ZDR |
[zed di: a:] |
[ зэд ди а ] |
зонная запись данных
|
xpr |
[eks pi: a:] |
[ экс пи а ] |
без привилегий
|
AC/DC |
[ei si: di: si:] |
[ эй си ди си ] |
переменный/постоянный ток
|
CIS |
[si: ai es] |
[ си ай эс ] |
СНГ |
ok |
[əu kei] |
[ оу кей ] |
хорошо |
V.A.T. |
[vi: ei ti:] |
[ ви эй ти ] |
НДС |
id. |
[ai di:] |
[ ай ди ] |
тот же |
|
5. Довольно часто приходится называть по буквам какие-либо сложные для написания слова. Это могут быть труднопроизносимые имена, фамилии, географические названия, логины, пароли и т.д. Попробуем потренироваться в этом.
R-o-d-n-i-n-a |
[a: əu di: en ai en ei] |
T-s-i-a-l-k-o-v-s-k-i |
[ti: es ai ei el kei əu vi: es kei ai] |
Z-a-i-t-s-e-v |
[zed ei ai ti: es i: vi:] |
v-o-k-z-a-l |
[vi: əu kei zed ei el] |
Z-e-m-s-k-i |
[zed i: em es kei ai] |
N-e-m-t-s-o-v |
[en i: em ti: es əu vi:] |
K-i-e-v |
[kei ai i: vi:] |
F.I.C.S. |
[ef ai si: es] |
F.W.P.C.A. |
[ef 'dʌblju pi: si: ei] |
E.P.I.R.B. |
[i: pi: ai a: bi:] |
N-a-p-l-e-s |
[en ei pi: el i: es] |
B-l-a-c-k s-e-a |
[bi: el ei si kei es i: ei] |
|
Какие часто допускаются ошибки? Иногда букву A называют [ай], букву E произносят [е], иногда R читают [эр]. Буква X - это [экс], а не [икс].
Важно не путать буквы I [ai] и l [el]. В некоторых шрифтах они почти одинаковы: I - l (шрифт Arial).И еще хотелось бы напомнить - буква Z называется [зэд].
6. Перейдем к чтению обычных слов - не сокращений. И посмотрим на соответствия согласных букв и звуков. Условимся, что гласные (a, e, i) читаются так, как называются в алфавите. E в конце слова не читается.
K k звучит [k]. Например,
kite [kait]=[кaйт] - воздушный змей.
Z z - [z]=[з]. Например,
zone [zəun]=[зоун] - зона.
R r - [r], соответствует русскому [р]. Только при произнесении этого звука кончик языка надо отводить вверх. Образцы звучания:
[rait]=[райт]; [ruin]=[руин]; [brik]=[брик].
Образец чтения:
robe [rəub]=[роуб] - халат.
X x - [ks]=[кс], реже [gz]=[гз].
Буква W w передает звук, с которым мы познакомимся чуть позже.
В таблице ниже дан и перевод слов. Но пока что не старайтесь это запоминать. Главное сейчас - правильное чтение.
prize |
[praiz] |
[ прайз ] |
приз |
rake |
[reik] |
[ рэйк ] |
грабли |
be |
[bi:] |
[ би ] |
быть |
fine |
[fain] |
[ файн ] |
прекрасный |
pie |
[pai] |
[ пай ] |
пирог |
me |
[mi:] |
[ ми ] |
мне |
brake |
[breik] |
[ брэйк ] |
тормоз |
kite |
[kait] |
[ кайт ] |
воздушный змей |
tree |
[tri:] |
[ три ] |
дерево |
zone |
[zəun] |
[ зоун ] |
зона |
|
Давайте посмотрим, как был усвоен материал урока. Для этого
выполним упражнения на закрепление новых знаний. |